Previous Entry Share Next Entry
О труде 1. В раю
bella_ciao_2010

Микеланджело. Фреска в Сикстинской капелле

В раю, до грехопадения и изгнания, человек выступал помощником Бога в творении мира, со-творцом. В обыденном представлении в раю труда не было, что не совсем точно, поскольку там не было бездеятельности.

Книга Бытия 2:
19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц
небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы,
как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям
полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

Что такое "наречение", как не со-творчество Богу?

После грехопадения и изгнания из рая труд для человека стал наказанием и одновременно средством для преодоления проклятья, возврата к деятельности в сотворчестве с Богом. По Марксу – труд человека стал отчуждённым и, собственно, стал «трудом». А преодоление отчуждения, движение к свободному творческому труду, есть одновременно и уничтожение «труда», трансформация его в свободную, творческую, общественно-полезную деятельность в полной мере.

«В тот роковой миг, когда Яхве произнес свое знаменитое проклятие:  “В поте лица добывать ты будешь хлеб свой!..”, дьявол шепотом добавил: “А главное — в отчужденной общественной форме будешь ты присваивать собственные производительные силы”. А коль скоро функциональное назначение производственных отношений, этого порождения врага рода человеческого, состоит в присвоении производительных сил...»  (С. Платонов. После коммунизма)

Христианство и Маркс равно различают «труд в поте лица» и иную деятельность человека.

  • 1
кстати, ответы на вопросы относительно труда в анкете по образованию порадовали. люди сейчас очень дезориентированы, но труд до сих пор в почете. думаю, воспитание сочетании трудовой деятельностью будет по итогам опроса в приоритете

Кстати, да. В моих анкетах было тоже самое. Труд оказался единственным общим пунктом.

капитализм в принципе ведь тоже культивировал труд. убеждая, что каждый может стать предпринимателем.творческим и самостоятельным человеком ( так это преподносилось во времена классического капитализма). Сейчас все эти представления уже мертвы на Западе , а у нас и в странах Азии еще в эту байку верят.

Пока в человеке не будут пробуждены высшие творческие способности, в сознании многих Рай будет восприниматься, как место, где можно получать постоянное удовольствие, которое обычно связывают с ничего неделанием, отдыхом, безграничным потреблением. Также для этого места, в их понимании, не должно быть никаких угнетающих раздражителей.

А никто не говорит, что в раю труда не было. Просто он был творческим. В частности, Адам давал животным имена ("собака", "осел", "свинья" - ну и словечки!). После грехопадения труд стал тяжелым и превратился из блага в проклятие, жесткую необходимость и средство пропитания ("Будешь добывать хлеб насущный в поте лица своего!") . Если кто-нибудь скажет, что пахота - приятное занятие, то я ему, скорее всего, не поверю!))

не соглашусь с вами. помню по детству меня моя бабушка брала с собой в лес по грибы, по ягоды, ну так вот, меня, этот род занятия выматывал, я постоянно ныл, требовал: "бабушка пойдём домой", представляю как я бабушку в это время утомлял, но она и слова против мне не говорила. а в лесу камары, гнус, обязательно в паутину несколько раз вляпаешся, короче это катарга, ходить в лес по грибы по ягоды. с тех пор я немного подрос и теперь взрослым хожу в лес по грибы, по ягоды со своей мамой, моя мама дочь моей бабушки, так же не люблю это дело, но мама просит, что бы я ходил с ней, потому что ей без меня в лесу страшно. я терплю, но хожу, мама всё таки. ну так вот, повзрослев, я спросил маму: "какого вам надо в этом лесу, вот и бабушка такая же была и ты тоже в этот лес прешся, комары и гнус не остонавливали ни бабушку, ни тебя не остонавливают". на что мама мне ответила, что бабушка в лесу отдыхала и я тоже отдыхаю. ну а меня это выматывает. думаю, есть такие пахари, которые во время пахаты отдыхают. думаю человеку скушно жить как сыр в масле котаться, он ищет трудностей и сложностей. вот зачем человек идёт в горы и не только?

не нравится определение "уничтожение труда". Может быть трансформация из труда "дочеловеческого" в собственно человеческий?

Если читать Маркса, то он разделяет труд и деятельность.
Труд прочно связан у него с производительными силами и отчужденным трудом.
Деятельность стоит выше по иерархии, включает как Труд так и Творческую дейятельность, или деятельность сотворца в христианстве. ПОтому корректно здесь навреное говорить об уничтожении труда

Ещё точнее будет говорить об уничтожении отчуждения и замене труда творчеством.

У Маркса труд противостоит капиталу. Это противостояние отменяется только тогда когда труд становится всеобщим.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.


Владычествовать над землей и ее обитателями - вот поставленная задача, никакой бездеятельности тут быть не может.

Сколько смотрю на его картины: постоянно какие то мужеподобные перекачанные "девушки". Что это, откуда ?

Да, у нас в ВУЗ как-то на Круглый стол приходили священники, тоже рассказывали про это деятельность человека в раю. Кстати, судя по описанию, Адам занимался прежде всего интеллектуальной деятельностью))

С нетерпением жду продолжения.

Дьявол как всегда - в деталях

Вы абсолютно правы,труд может быть и наказанием и вдохновляющей радостью,которая не отбирает силы а прибавляет,конечно же это свободный,от души , и развивающий человека труд,коммунисты правы.Как хорошо сказано : "...там не было бездеятельности"!

Доброго времени суток! Давайте знакомиться!) Меня зовут Иван, ищу друзей в ЖЖ) Добавил Вас))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account